?

Log in

No account? Create an account
Белорусские татары и татарские корни Виктора Януковича - sasha-istorik

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Январь 5, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
09:41 pm - Белорусские татары и татарские корни Виктора Януковича
Автор: Ибраим Военный (Крым)
Дата: 21.03.2010
Источник: http://www.kr-alemi.com/

Как писал российский историк Сергей Соловьёв, "поскреби русского - под ним окажется татарин". Знает ли президент Украины Виктор Янукович о своём татарском происхождении? Корень фамилии Янукович - татарский. Глубинно по корням он происходит из татар, которые приняли христианство и оказались на территории Руси и Польши. Его корни в Беларуси, где литовские князья селили татар. Это видно даже по антропологическому типу Януковича...
Ещё до революции дед украинского президента уехал из небольшого селения Януки, находящегося на территории нынешнего Докшицкого района Витебской области, большая часть которой расположена в природно-ландшафтной зоне европейской тайги, тогда - бедно-земельной северо-восточной части Виленщины, и многие годы колесил в поисках заработков, пока не осел в Донбассе. Исторический регион Виленщины (с 1939 сама Вильня "подарена" Сталиным Литовской Республике и стала Вильнюсом), где родился дед Виктора Фёдоровича, с давних времён населена живущими рядом "литвинами" - католиками-белорусами и православными, караимами и татарами. Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша - выходцы из Причерноморья и с Крымского полуострова. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях - на Виленщине и Минщине. В соответствии с договорённостью Витовта и хана Золотой Орды Тохтамыша в конце 1397 г. несколько тысяч татар с семьями поселились возле Вильно, Новогрудка, Лиды, Бреста и Минска. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против тевтонского Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, то есть недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами, поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч - и рассказывают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского хана Багардина (наверное, имеется в виду Джелал-эд-Дин).
Весь период правления Витовта характеризуется исследователями хорошими отношениями, заботой и интересом властей к татарам. Поэтому татарская эмиграция в Литву имела в тот период массовый характер. Причину этого явления объясняет сам великий князь в письме магистру ордена крестоносцев, что "на территории его государства появилось множество татар, которые в Литве ищут спокоя". Великий князь Витовт заложил фундамент татарского осадничества в своём государстве. Татары получали землю, причём в вечное пользование, правда, без права свободно распоряжаться ею. Взамен за землю они должны были (за собственный счёт) нести воинскую службу. Такая зависимость делала их вассалами великого литовского князя, поэтому их и называли "господскими татарами". Однако их фактическое положение не отличалось от местной шляхты. Князь Витовт гарантировал осадникам свободу вероисповедания и религиозную практику, а также дал право мужчинам татарам жениться на христианках, а детей от брака воспитывать в вере отцов. Процесс поселения татар в границах польско-литовского государства продолжался ещё и в XVI веке, но уже не был таким массовым. Кроме того, изменился этнический состав эмигрантов. В Речь Посполитую чаще всего прибывали представители именитых родов Крымского ханства вместе со своими сподвижниками. Здесь появляются представители и других народов Востока: черкесы, черемисы и даже турки-османы. С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время "липки". В 1676 году татарские полки храбро обороняли польский лагерь в Журавне. Особенно отличились татарские хоругви Мустафы Сулькевича, Самуэля Кшечковского, Колумбека Босацкого, Яхьи Кробицкого. Соединение из татарских полков одержало убедительную победу над турецкими войсками под Веденом, на взгорьях Михаэлерберга (12 сентября 1676 года). А в битве под Парканами 7 октября 1676 года татарский ротмистр Самуэль (Исмаил) Кшечковский спас жизнь королю Польши Яну Собескому.
В первой половине XVIII века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям. Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать лёгкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман, крымских родов Девлет-Бердей и Девлет-Гирей, Ширин и Аргун. По мнению исследователей, на белорусской земле живут предки около полусотни знаменитых татарских родов: Александровичи из рода Искандер, Шабановичи из рода Шейбан, Барановские из рода Борын, Кондратовичи из рода Конград, Асановичи из рода Асан... Среди белорусских татар часто встречаются и такие, оформленные на местный манер, фамилии: Конопацкий, Якубовский, Базаревич, Саганович, Янукович. В средние века правители, наделяя татар землями, требовали как непременное условие принятие фамилии местного звучания. Многие белорусы имеют фамилии, которые образовались от татарских корней: Курош, Камай, Булгак, Бузук, Колдай, Довляш, Букатый, Колган, Кубеко, Кардаш, Солтан...
Достаточно часто встречаются в Беларуси топонимы татарского происхождения: Койданово, Татарка, Татарщина, Сорок Татар, Мамай, Орда, Агдемер, Болбасово, Татарск, Татариновичи, Татарья, Бабаевичи, Баево, Балаши, Баторин, Баштан, Галимцы, Карачино, Карачуны, Курманово, Мамойки, Мурзы, Тодулино, Чаусы, Чигири, Шайтарово. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру они в общении перешли на белорусский язык - являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках. Веротерпимость, царившая здесь, позволяла татарам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы. Было возведено почти 400 мечетей.
Город Минск тогда назывался Tatarskaya Slabada (Татарская Слобода). Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества. Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. В монографии Станислава Дзядулевича "Herbarz rodzin tatarskich w Polsce" ("Гербовник родов татарских в Польше", Вильно, 1929) сведения о 600 с лишним татарских родах разделены на две части: "Татарские роды, до сих пор оставшиеся мусульманскими" и "Роды татарского происхождения, принявшие когда-то христианство разного толка". Причём зачастую одни и те же роды имели и имеют как мусульманскую, так и христианскую ветви, что не мешало им не забывать своё татарское происхождение, благодаря чему их предки и стали шляхтичами. Примерно то же самое происходило с русскими дворянами татарского происхождения, с той лишь разницей, что они не стремились афишировать свои татарские корни. Оно и понятно: в России татарам намертво приклеен ярлык "врага и завоевателя", "поганого бусурмана" и т.д. В Речи Посполитой этнические, то есть "свои" татары зачастую выступали в роли героев многочисленных войн с соседними державами, в том числе с Московией. Многие польско-литовские татары, например, до сих пор гордятся своими предками, принявшими деятельное участие в Грюнвальдской битве 1410 года.
Глинские - княжеский род Великого Княжества Литовского и Московского Великого княжества, пользовался собственным гербом, который происходит от татарской родовой тамги, и символизирует княжескую власть, перед ним скипетр направлен вниз, с расщеплённым верхом. Род имел татарские корни, генеалогические традиции связывают его с Мамаем, сын которого, Мансур-Кият, когда-то покинул сыновей Скидара и Лекса (в крещении Александр). Последний выехал в Великое Княжество Литовское, принял православие и получил от великого князя Витовта земли на границе с Золотой Ордой и города Полтаву и Глинск (современный город Золотоноша Черкасской области Украины). Первым в исторических источниках в 1398 году упоминается Иван Александрович Глинский, который был женат на дочке князя Данилы Острожского Анастасии. В 1537 году владелица Полтавы Аграфена Байбуза (в девичестве Глинская) завещала город своему зятю Михаилу Грибуновичу. В родовом гербе Грибуновичей изображались змея, пробитая стрелой, и три золотых гриба. Согласно родовому преданию один из предков Грибуновичей, татарский мурза, увидел при дворе литовского князя спрятавшуюся среди грибов готовую к нападению змею и поразил её метким выстрелом из лука. В XVI веке под давлением церкви многие татары принимали христианство. Именно в это время появились христианские фамилии с татарскими корнями. Можно предположить, что национальный белорусский герой Кастусь Калиновский и великолепный поэт Максим Богданович восходят своими корнями к татарам. Этим можно только гордиться.
В XVII веке, когда началось контрнаступление католической церкви на православие, под мощный пресс попали татары, мусульманская религия. Многие вынуждены были принимать христианство по православному или католическому образцу. Или вообще покидать ставшие родными земли. Если в XVI веке на территории Великого княжества Литовского проживало 200 тысяч татар, то спустя 100 лет их осталось 30 тысяч. В 1939 году в польской армии был восстановлен полк липковских татар со своей униформой и знамёнами. Этот полк стал одной из последних воинских частей, сражавшихся против нацистов и после падения Польши. К началу XX столетия на территории Беларуси действовало более 20 мечетей. Молитвенные дома действовали в Глубоком и Докшицах. Фамилия Янукович, как и следует из развития повествования, принадлежала к одному из родов литовских татар Янук, и её носителями были жители небольшого шляхетского застенка, а ныне - деревеньки Януки Докшицкого района. В 20-х годах XX столетия (за Польшей) в Януках было 36 дворов и более ста жителей. В перечне мужских татарских имён находится имя Янгильде - Пришла душа (в значении "ребёнок родился"). Диалектальные варианты: Янай, Яныш, Янук. В очерках истории татарских дворянских родов значится род князей Кудашёвых. "Кудашёвы - русские княжеские роды, происходящие от татарских мурз. В списке с переписных книг города Темникова 1710 г. переписи воеводы Тимофея Панова между значится: "мурза Абдюк - 52 года, Тимербулат - 42 года умре, Аделыпины дети; у Абдюка дети - Смаил 29 лет, Янук - 27, Аюкай - 21 год. По ревизской сказке 1795 г. по пятой ревизии, поданной Краснослободской округи деревни Булаевой, показано: в деревне Булаевой, выселившейся после 4 ревизии из деревни Чёрной, мурзы Янук 40 лет, Аюкай 34 лет, Абдюковы дети князь Кудашёвы. У Янука дети - Селим 8 лет, Сеит полугоду..."
В архивных данных о мечетях и имамах за 1907 год Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии значится имам Мухаммат Каримович Януков 1881 года рождения. Фамилия Янук встречается не только среди татар, но и у мусульман-абхазов.
Янук-Оглы Анифе Мустафов 1911 г.р.
Янук-Оглы Леонид Аршакович 1948 г.р.
Виктор Янукович не забывает о своём происхождении, и его тянет на землю предков - только за время своего премьерства он уже дважды побывал в Януках - в 2003 и 2006 годах. На сегодняшний день в Беларуси коренных татар, тех, чьи рода живут здесь по 500-600 лет, насчитывается более 12 тысяч. Создано татарское культурно-просветительное объединение "Аль-Китаб", которое издаёт ежеквартальник "Байрам". Примечательно, что члены этого объединения внимательно следят за судьбой крымскотатарского народа и поддерживают восстановление его прав на своей исторической Родине. Примером этому можно привести данное Обращение, адресованное к депутатам Верховного Совета Автономной Республики Крым:
В связи с принятием Конституции Крыма 1 ноября 1995 года без учёта скромных правовых требований коренного населения Крыма - крымских татар на их исторической родине - в Крыму, Белорусское Республиканское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" обращается к вам с просьбой: будьте благоразумными, пересмотрите принятую вами Конституцию, учтите правовые интересы многострадального крымскотатарского народа на территории их исторической Родины - в Крыму.
Эти элементарные требования изложены в заявлении фракции Курултая крымскотатарского народа в связи с принятием Конституции Автономной Республики Крым, в заявлении Симферопольской городской организации Народного Руха Украины и других демократических организаций Крыма. Мы просим вас - не разжигайте национальную вражду! Будьте справедливы к элементарным национальным требованиям всех народов, живущих на полуострове! Откажитесь от политики пагубного великодержавного шовинизма! Весь мир напоминает вам об этом. Ещё раз просим вас и призываем к благоразумию, к справедливости по отношению коренного народа Крыма - крымских татар, на земле которых вы живёте, создавая искусственное большинство со времени оккупации Крыма, и особенно со времени насильственной депортации крымскотатарского народа.
(Подписано Президиумом Белорусского Республиканского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб").

(Оставить комментарий)


> Go to Top
LiveJournal.com