?

Log in

No account? Create an account
Как Витовт чуть было не стал правителем Золотой Орды - sasha-istorik

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Декабрь 28, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
04:57 am - Как Витовт чуть было не стал правителем Золотой Орды
Как Витовт чуть было не стал правителем Золотой Орды, или 610-летию татарского поселения на белорусских землях посвящается
Беседу записала Ольга Медведева
Опубликовано на белорусском языке в газете "Звязда" 19 декабря 2007 года, №241 (26106)
Перевёл с белорусского Александр Сосинович (Киев, Украина)
belarus-1
Магомет пришёл к горе. Три потомка белорусских татар пришли в редакцию газеты "Звязда" (по её приглашению) поговорить об уникальном явлении в нашей истории - поселении татар на белорусских землях. Студент философского факультета Белорусского государственного университета Арсений Сивицкий (он же инициатор разговора), который посвятил этой теме своё научное исследование, филолог Розалия Александро́вич, магистр филологии, автор публикаций по истории и культуре белорусских татар, и печатник Борис Александро́вич, сын Хасана Александро́вича, который набирал подпольную "Звязду" (на фото - слева направо), пришли, чтобы рассказать об особой и неотъемлемой части белорусского народа - белорусских татарах. О том известном, малоизвестном и новом, что касается их предков. Разговор получился не только об истории, но и о связи её с нашей современной жизнью. И началась она с цифры: сколько сегодня осталось белорусских татар?
Борис Александро́вич: На этот счёт мне всегда вспоминаются слова Якуба Якубовского, зачинателя татарского возрожденческого движения в Беларуси. Их также любил после повторять Ибрагим Канапацкий: "Татар вместе с белорусами 10 миллионов!"
Розалия Александро́вич: Татар, для которых эта земля уже шесть столетий родная, - 10146 человек. Это согласно данным переписи 1999 года. Перепись не отмечает, сколько татар являются представителями коренного этноса. Но, исходя из того, что 2233 человека назвали родным языком татарский, мы можем полагать: примерно 8 тысяч человек являются татарами-носителями белорусского языка. В их числе и находятся белорусские татары.
Арсений Сивицкий: Насчёт того, сколько их было 500-600 лет назад, данные довольно противоречивы. Некоторые говорят, что около 100 тысяч, кое-кто называет цифру 300 тысяч, а согласно "Трактату о литовских (польских) татарах" ("Risalе-i-Tаtаr-i-Lесh") в ХVI веке на территории Речи Посполитой жило около 200 тысяч татар-мусульман.
Здесь надо помнить, что до того, как в ХIV веке хан Узбек начал политику тотальной исламизации, в Монгольской империи не было государственной религии. Политика Золотой Орды была довольно толерантной ко всем религиям. На её территории было распространено христианство несторианского толка, была создана даже Сарайская епархия. Были также и носители традиционной тюркской религии - тенгрианцы. Ислам белорусских татар, хотя его и относят к традиционному суннизму, отличается от канонического ислама в арабских странах. Отразилось влияние как тенгрианства, так и христианства.
Борис Александро́вич: Это свидетельствует о том, что белорусские татары сохранили преемственность поколений. Но со времён вхождения территории Беларуси в состав Российской империи сюда стали приезжать татары Волго-Уральского региона, которые принесли более канонический ислам, и некоторые отличительные моменты стали исчезать. Тем не менее, особенности ислама белорусских татар сохранились до наших дней. Это несмотря на то, что в советские времена наша духовная традиция прервалась. Я ещё хорошо помню минский мизар (татарское кладбище) с историческими памятниками, устланный коврами молельный зал мечети... Помню, как туда собирались на праздники мужчины, женщины, молодёжь и старики, как отмечали Байрам. Каменная соборная мечеть начала ХХ века стояла на месте гостиницы "Юбилейная".
Арсений Сивицкий: Белорусские татары, кроме Корана, имеют особые книги, которые называются "Аль-Китабы" (святые книги), писанные арабской графикой на белорусском языке. Татары в Беларуси вот уже 500 лет не пользуются родным языком, они почти сразу же переняли белорусский. Я думаю, так произошло из-за того, что первоначально татары были представителями разных племён (ширины, кондраты, барины, уйшуны, ялаиры, найманы), носителями разных диалектов и поэтому им проще было изучить один общий язык. Им стал местный язык.
Розалия Александро́вич: И здесь татары внесли свой весомый вклад. Говоря вслед за поэтом: "Мы речь сберегли кривицкую и в сердцах наших, и в китабах". Прочно закрепились в белорусской лексике тюркизмы, принесённые воинами Золотой Орды. Жизнь свидетельствует: белорусский язык употребляется нашими татарами как родной не надуманно, не искусственно. В нём - и отражение нашего присутствия, и наш след. Мы вместе со всем коренным населением - его носители и его хранители.
Арсений Сивицкий: Первые поселения татар на белорусских землях отличаются от последующих тем, что они преимущественно воинские: князья использовали татар в качестве наёмных солдат. Известно, например, что в битве великого князя Гедимина с тевтонцами в 1319 году участвовал татарский передовой отряд.
Борис Александро́вич: Например, хан Искандер - зачинатель рода Александро́вичей - был прислан к великим князьям именно в этом качестве.
Арсений Сивицкий: В середине ХIV века в Золотой Орде начинается период ханских междоусобиц. Ослаблением Орды воспользовался литовский князь Ольгерд. Он в 1362 году двинулся на территорию сегодняшней Украины и на реке Синие Воды разбил армии трёх татарских князей, которые управляли Подольской землёй, Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой ордами. В результате этой победы часть татар также попала под сферу влияния Великого княжества Литовского (ВКЛ). Однако и в ВКЛ разгорается междоусобная борьба между Витовтом и Ягайло, в результате которой продвижение государства на восток приостанавливается. Между тем в Средней Азии образовывается могучее государство эмира Тамерлана. Здесь спасается от гибели хан Тохтамыш, и при его поддержке захватывает кипчакский (золотоордынский) престол. И начинает борьбу за объединение Золотой Орды. В это же время темник Мамай захватывает часть Золотой и Белой Орд.
Розалия Александро́вич: Дело в том, что ханом Золотой Орды мог быть только потомок Чингисхана - чингисид. А Мамай был темником, он возглавлял "тьму" - воинское подразделение в 10 тысяч воинов. Поэтому золотоордынская знать не поддержала Мамая.
Арсений Сивицкий: По сути дела это было восстание. Мамай готовился к захвату власти в Москве - окраинном улусе (области) Монгольской империи, которая входила туда на правах автономии. Дмитрий Донской вынужден был дать отпор Мамаю не только как претенденту на власть в его государстве, но и как бунтовщику.
Мы знаем результат Куликовской битвы. Кстати, на помощь Мамаю спешил Ягайло, но он не дошёл, хотя мог - объективных преград не было. Возможно, Ягайло понимал, что ему это невыгодно. Если бы он поддержал Мамая, он бросил бы вызов всей Золотой Орде. После поражения Мамай осел в Сарае, и для окончательного его свержения эмир Тамерлан послал хана Тохтамыша.
Розалия Александро́вич: Тохтамыш - сын убитого хана Белой Орды. Между прочим, Мамай после Куликовской битвы бежал через ВКЛ, и здесь остался его сын Мансурт-Кият - праотец рода Глинских, в котором родилась Елена Глинская - мать Ивана Грозного. А другой выходец из рода - Михаил Глинский - отличился в битве против татар под Клецком в 1506 году. Для меня судьба Глинского - это трагедия... Жаль, что великому Шекспиру не попала в руки история воина-рыцаря из ВКЛ. Возможно, это исправит талантливый драматург из Беларуси...
Арсений Сивицкий: Мамая Тохтамыш догнал и убил при посредничестве генуэзцев. Таким образом, Тохтамыш стал единоличным правителем Золотой Орды, которого поддерживал Тамерлан. Но в 1382 году Тохтамыш готовит походы против Тамерлана. Поводом стало взятие в том же году золотоордынского города Ургенча. Тамерлан в 1395 году уничтожил власть Тохтамыша на землях Золотой Орды, и последний со своей семьёй вынужден был искать спасения у великого князя литовского.
Борис Александро́вич: Витовт его не просто принял, он дал ему убежище и за два года построил для него двор в Лиде - двор Тохтамыша.
Арсений Сивицкий: Фактически он спас татар, пришедших с Тохтамышем. Витовт рассчитывал, что, посадив Тохтамыша на золотоордынский трон, сможет захватить Москву.
Розалия Александро́вич: В ответ Витовт был признан очень авторитетным властелином, его называли белым ханом ("белый" означает очень знатный) или халифом. Позже в мемориале 1519 года к Сигизмунду II татары пишут: "Нет же славной памяти Витовта, он нам не говорил забыть Пророка, а мы, к святым местам глаза наши обращая, так имя его поминали, как наших халифов. Наши дети знают о нём".
Борис Александро́вич: У татар понимание достоинства связано со старшинством, и здесь это проявилось. Тохтамыш присягнул Витовту, и татары вслед за Тохтамышем присягнули Витовту, они стали воспринимать его как старшего.
Розалия Александро́вич: С 1397 года начинается наибольшая волна переселения татар на белорусские земли. Именно этот год считается началом поселения татар на землях Беларуси, Литвы и Польши.
Арсений Сивицкий: В том же году Витовт вместе с Тохтамышем идут походом в степи Дешт-и-Кипчак (основная территория Золотой Орды) и на Дон. Разбив татар под Азовом, Витовт привёл в Литву целый улус Ширинов, довольно могущественный.
Розалия Александро́вич: Образовались постоянные поселения. Уже само поселение - компактно, посёлками - носило военно-оборонительный характер и было продиктовано интересами ВКЛ. Витовт приводит из степи пленников-татар и при этом свободно расселяет их на своих землях, с сохранением титулов и закреплением прав и привилегий. Позже князья и короли были гарантами этих привилегий и уважительного отношения к татарам.
Арсений Сивицкий: В следующем году Витовт и Тохтамыш дошли до устья Днепра. В специальном ярлыке Тохтамыш отрёкся в пользу великого князя литовского от верховных прав Орды на украинские земли, "почонши от Киева, и Днепром и до устья". Однако ставленник Тамерлана в Золотой Орде Темир-Кутлуг не собирался уступать престол Тохтамышу и потребовал от Витовта его выдачи. Витовт отказал. В 1399 году на реке Ворскле состоялась битва, результатом которой стало полное поражение армий Витовта. Тохтамыш в ней не участвовал, он повёл свои армии в Сибирь: попытался захватить там власть, чтобы двинуться со второго фронта, но был убит сибирским ханом Шадыбеком. Он оставил в Литве сына Джалаладдина. Джалаладдин позже будет командовать татарской конницей в битве при Грюнвальде.
Витовт, хотя ему и не удалось подчинить своей власти и политическим интересам Золотую Орду, имел определённые успехи. Через 10 лет после битвы на Ворскле потомки Тохтамыша совершат ряд военных походов против потомков Темир-Кутлуга. При поддержке литовских князей Крымское ханство добилось независимости от Золотой Орды. Позже, в ХV веке, будет создано вассальное Литве княжество Джаголдай - оно занимало приблизительно территорию современной Курской области и прилегающих к ней земель. Есть мнение, что Джаголдай (Яголдай) - это тюркизированный вариант названия династии Ягеллонов.
Получилась очень интересная ситуация. С одной стороны Тохтамыш, а затем его дети, стремится вернуть себе золотоордынский престол. Витовт, с другой стороны, понимает, что, если это произойдёт, он сам в известной степени станет правителем этого государства, ибо признан белым ханом и халифом. Поэтому он активно развивает восточный вектор политики. Благодаря результатам которой считается, что Витовт создал государство от Чёрного до Балтийского моря.
Розалия Александро́вич: И участие татарской конницы в Грюнвальдской битве сыграло немалую роль в одержании победы. Витовт расселил татар вдоль крестоносного ордена в виде полумесяца. С одной стороны эти поселения вставали на пути крестоносцев, с другой - они были на наибольшем расстоянии от золотоордынских степей. Поселения обладали определённой автономией и, как правило, размещались возле замков, выполняя оборонительную функцию. Вот вам пример сочетания попечения и тонкого расчёта. Не зря Витовта называли мудрым правителем.
Арсений Сивицкий: Татары в Беларуси постепенно ассимилировались, в особенности менее знатные рода. Многие перешли в православие и католицизм для получения шляхетского титула. Так произошло и с моим родом. В гербовнике мой род (и герб моего рода) впервые упоминается в начале ХVI столетия как осевший на территории Витебского воеводства, недалеко от Полоцка, где в ХV-ХVI столетиях существовала татарская колония аж до Глубокого. По самосознанию мой род уже не татары, а белорусы.
Розалия Александро́вич: И есть в этом определённый парадокс. Твои предки считают себя белорусами и христианами, а ты так основательно занимаешься изучением истории татар. Кстати, и не ты один. Я знаю многих молодых людей, для которых история татар - не просто история народа-соседа. Почему это?
Арсений Сивицкий: Возможно, зов крови?! Или генетическая память?..
Борис Александро́вич: Также и внешние признаки: тёмный цвет волос, карие глаза, высокие скулы, относительно невысокий рост, круглые лица, у мужчин - особенная форма волосяного покрова на лица (голые полукружия под устами - "острая борода"). Остались татарские фамилии, географические названия и около ста основных татарских гербов. Многие гербы имеют по нескольку разновидностей, аж до 12. При общем количестве гербов ВКЛ в 3 тысячи - это большое количество.
Розалия Александро́вич: Интересно, что при таком внешнем несходстве именно татар сами белорусы (как шляхта, так и простые люди) всегда считали своими. В свою очередь и татары никогда и ни в коей мере не ощущали здесь себя чужаками.
Борис Александро́вич: Если вслух мы не всегда заявляем о своих праздниках, то дома традиции сохраняются, в том числе и в праздничных блюдах. Одно из наиболее известных из них - колдуны (кулдуны). Это большого размера со специальными "зубчиками" пельмени из рубленого мяса, украшенного луком и приправами, едят их ложкой, чтобы не выливался сок.
Розалия Александро́вич: Все думают, что певец Дмитрий Колдун - фамилия, происходящая от слова "колдун", то есть "волшебник". Глядя на Дмитрия Колдуна и в особенности на его брата Георгия, я просто убеждена - эта фамилия происходит от названия традиционного татарского блюда...
Татары хорошо себя чувствуют здесь ещё и потому, что уважают местные традиции и обряды. На Пасху они никогда не шли работать на огород, а соседи несли им крашеные яйца и куличи. Что касается характеров татар, то им, возможно, более свойственны прямолинейность, категоричность. И ещё одна важная черта - верность данному слову. Они - верные хранители любых секретов.
Борис Александро́вич: Эта черта очень ценилась. Я ощутил это на себе. И во время службы в армии, и во время работы в типографии. Неслучайно моему отцу доверили набор подпольной "Звязды". Представьте себе нашу семью тогда: четверо детей, мне было четыре года, моей младшей сестре шёл второй год. Мать помогала отцу. Немцы обещали награду в 75 тысяч рейхсмарок тому, кто донесёт о местонахождении типографии. Когда начались аресты, отец принёс домой все шрифты и мать зарыла их в огороде. Две ночи отец прятался на мизаре. Но немцы к нам так и не пришли. Позже отец отрыл шрифты и выпуск газеты был продолжен...
19-16icopy
Картина польского художника Яна Матейко "Грюнвальдская битва", 1878 г. В центре, с поднятым мечом - великий князь Витовт, справа от него, в белой мантии - великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген (момент его гибели), на правом фланге (левая сторона картины) - Джалаладдин, старший сын Тохтамыша, командир татарской конницы.

(Оставить комментарий)


> Go to Top
LiveJournal.com